В России организационной формой экологического мониторинга является Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ), которая начала создаваться по инициативе Госкомэкологии России в соответствии со специальным постановлением Правительства, закрепившим на тот момент распределение функций в ЕГСЭМ между центральными органами федеральной исполнительной власти (специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды и других сферах экологического управления). В государственной системе управления природоохранной деятельностью в Российской Федерации формирование ЕГСЭМ играет важную роль, являясь основой информационного обеспечения управленческих решений в экологической сфере (рис. 2).
Рис.2. Единая государственная система экологического мониторинга в России
Формируемая ЕГСЭМ включает в себя следующие основные компоненты:
ü Мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду;
ü мониторинг загрязнения абиотического компонента природной среды;
ü мониторинг биотического компонента окружающей природной среды;
ü социально-гигиенический мониторинг;
ü обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем.
В рамках ЕГСЭМ в настоящее время решаются следующие задачи:
· разработка программ наблюдения за состоянием окружающей среды на территории России, в ее отдельных регионах и районах;
· организация наблюдений и проведения измерений показателей объектов экологического мониторинга;
· обеспечение достоверности и сопоставимости данных наблюдений как в отдельных регионах и районах, так и по всей территории России;
· сбор и обработка данных наблюдений;
· организация хранения данных наблюдений, ведение специальных банков данных, характеризующих экологическую обстановку на территории России в целом и отдельных ее районах;
· гармонизация банков и баз экологической информации с международными эколого-информационными системами;
· оценка и прогноз состояния объектов окружающей природной среды и антропогенных воздействий на них, природных ресурсов, откликов экосистем и здоровья населения на изменение окружающей природной среды;
· организация и проведение оперативного контроля и прецизионных измерений радиоактивного и химического загрязнения в результате аварий и катастроф, а также прогнозирование экологической обстановки и оценка нанесенного природе ущерба;
· обеспечение доступности интегрированной экологической информации, широкому кругу потребителей, включая население, общественные движения и организации;
· информационное обеспечение органов управления состоянием окружающей природной среды, природных ресурсов и экологической безопасностью;
· разработка и реализация единой научно-технической политики в области экологического мониторинга.
Основные подсистемы и их функции
Распределение функций между центральными органами федеральной исполнительной власти осуществляется в соответствии с нормативными документами, периодически уточняемыми в положениях об этих органах (рис.3).
Оценка показателей количественного содержания органических токсикантов в реках Сож, Днепр, Березина
Две трети нашей планеты покрыты океанами, морями,
озёрами, реками. Много воды скрыто и в подземных глубинах. Многие крупные
учёные считают воду самым удивительным веществом, большинство тайн которого всё
ещё не разгадано. Вода это стихия, поражающая многообразием физич ...