В настоящее время, несмотря на поразительные достижения науки и техники, применяемые технологии еще далеки от «безотходных» природных процессов, в которых вещество и энергия лишь переходят из одной формы в другую и каждая из них находит свое место в экологических системах. Энергетика, промышленность, транспорт создают огромное количество выбросов и вещественных отходов. Повсеместно стало ощущаться их губительное воздействие на здоровье людей, растения, животных. Промышленность, транспорт и агропромышленные комплексы стали превращать экономически процветающие густо населенные районы в места опасные для жизни. Бесконтрольный рост производства и потребления ускоряет процесс ухудшения качества среды обитания, ставит под угрозу само существование человечества на Земле.
Экологическая напряженность, вызванная деятельностью транспортно-дорожного комплекса, продолжает повышаться во всем мире. Такая ситуация обусловлена, в частности, недостаточным вниманием к экологическим аспектам проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог и производственных предприятий транспорта и дорожного хозяйства. Тем не менее дорожная отрасль не значится среди наиболее загрязняющих природу отраслей экономики.
В Казахстане на загрязнения атмосферы оказывают воздействие промышленные предприятия, а в крупных городах, в частности в Актобе, существенную роль играет автомобильный транспорт. На загородных автомобильных дорогах доля автомобильного транспорта в загрязнении атмосферы достигает 60-70% .
В системе транспортно-дорожного комплекса главным источником транспортного загрязнения является автомобиль. Загрязнение придорожной территории отработавшими газами, шумом, пылевидными частицами, аэрозолями, содержащими различные токсичные вещества, выживает наиболее острый, опасный для человека вид экологического воздействия, который влияет на его здоровье. Поэтому в составе общей проблемы экологической безопасности дорожно-транспортного комплекса сокращение транспортного загрязнения среды обитания человека обоснованно занимает первое место.
Для реального повышения экологической безопасности транспортно-дорожного комплекса недостаточно разработать научную базу и обосновать технические требования. Необходимо овладеть правилами экологически безопасного поведения исполнителями и руководителями всех уровней страны.
Бытующее у нас порой выражение - дорога загрязняет окружающую среду - принципиально неверно. Дорога должна защищать окружающую среду от воздействий автотранспортных средств. Ограничение воздействий самой дороги и входящих в ее комплекс сооружений на окружающую среду пределами, за которыми могут возникнуть необратимые отрицательные последствия, - задача второго направления экологической безопасности. Следует заметить, что это направление отличается наибольшей спецификой, поскольку общие исследования техногенных воздействий на природные системы выполняются применительно к точечным или площадным объектам и не учитывают последствий разделения территорий. Третье направление охватывает большое число разнообразных задач по ограничению опасных воздействий на среду в процессе строительства, а также при выполнении работ по ремонту и содержанию. Их решение связано с техническим уровнем, общей культурой и соблюдением правил экологической безопасности производства. В этой сфере действует ряд общестроительных документов и стандартов, разрабатываются и дорожные нормативы. К данному направлению примыкают и задач экологической безопасности производства дорожно-строительных материалов.
Человеческому обществу присуща способность к развитию. Остановить технический прогресс невозможно. Задача заключается в том, чтобы сделать это развитие устойчивым, устранить угрозу катастрофического экологического кризиса. Стремление к безоглядному «росту» пора заменить целью - «развитие», вкладывая в это переход от количества к качеству.
Транспорт и автомобильные дороги с их инфраструктурным комплексом оказывают на окружающую среду и отдельные экосистемы как положительное, так и отрицательное влияние. С одной стороны, нарушаются принципы функционирования экосистем, они могут деградировать и потерять устойчивость, но с другой - транспорт обеспечивает движение материальных потоков, обеспечивает комфортабельные условия жизнедеятельности людей.
Транспортные средства являются источником повышенной опасности для здоровья и жизни людей из-за возможного вовлечения в дорожно-транспортные происшествия (ДТП), загрязнения окружающей среды вредными выбросами, транспортного дискомфорта, потребления природных ресурсов, но вместе с тем несут положительные социально-экономические эффекты.
Нарушение экологического баланса окружающей среды приводит к крайне негативным последствиям. Современным обществом в производство и потребление вовлекается такое количество вещества и энергии, которое в сотни раз превосходит биологические потребности человека, что и является основной причиной современного экологического кризиса (высокий уровень и быстрое нарастание антропогенной нагрузки на окружающую природную среду).
Сегодня производственная деятельность человечества связана с использованием разнообразных природных ресурсов, охватывающих большинство химических элементов. Усиление техногенного воздействия на природную среду породило ряд экологических проблем. Самые острые связаны с состоянием атмосферы, гидросферы и литосферы.
Некоторые «изменения», такие как загрязнение воздуха или воды, могут непосредственно влиять на здоровье и жизнедеятельность организма. Другие чреваты косвенными эффектами, например, выбросы углекислого газа сказываются на климате, что в свою очередь отражается на производстве продуктов питания.
В результате накопления различных загрязнений в атмосфере, в первую очередь фреонов, происходит разрушение озонового слоя, который предохраняет земную поверхность от солнечной радиации. Загрязнения, поступающие в атмосферу, с осадками возвращаются на Землю и попадают в водоемы и почву. Сточными водами предприятий промышленности и агропромышленного комплекса загрязняются реки, озера и моря. Считается, что в водоемы попадает огромное количество различных веществ. Тяжелые металлы - свинец, ртуть, цинк, медь, кадмий, попавшие в водоем, активно поглощаются животными и рыбами, которые или сами погибают, или отравляют людей, использующих их в пищу.
В настоящее время уменьшение загрязнения атмосферного воздуха токсичными веществами, выделяемыми промышленными предприятиями и автомобильными транспортом, является одной из важнейших проблем, стоящих перед человечеством. Загрязнение воздуха оказывает вредное воздействие на человека и окружающую среду. Материальный ущерб, вызываемый загрязнением воздуха, трудно оценить, однако даже по неполным данным он достаточно велик. Автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Без автомобиля в настоящее время немыслимо существование человечества. При интенсивной урбанизации и росте мегаполисов автомобильный транспорт стал самым неблагоприятным экологическим фактором в охране здоровья человека и природной среды в городе. Таким образом, автомобиль становится конкурентом человека за жизненное пространство.
За последние десятилетия человечество окончательно убедилось, что первым виновником загрязнения атмосферного воздуха - одного из основных источников жизни на нашей планете, является детище научно-технического прогресса - автомобиль. Автомобиль, поглощая столь необходимый для протекания жизни кислород, вместе с тем интенсивно загрязняет воздушную среду токсичными компонентами, наносящими ощутимый вред всему живому и неживому.
Актуальность избранной для дипломного проекта темы, заключается в том, что уменьшение вредного воздействия автотранспортного комплекса на окружающую среду является одной из важнейших проблем, стоящих перед человечеством. Загрязнение атмосферы оказывает вредное воздействие на человека и окружающую среду.
Целью дипломного проекта является полномерное исследование влияния автомобильного транспорта на состояние окружающей среды и здоровье человека, поиск путей решения проблем возникших перед человечеством в связи с использованием автомобилей.
Задачами дипломного проекта являются раскрытие механизма воздействия продуктов деятельности автомобильного транспорта на окружающую среду, рассмотрение современной экологической ситуации, изучение перспектив развития экологически безопасного транспорта.
Структура дипломного проекта состоит из введения, пяти частей, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Радиоэкологический мониторинг окружающей среды
Атомные электростанции - третий «кит» в системе современной
мировой энергетики. Техника АЭС, бесспорно, является крупным достижением НТП. В
случае безаварийной работы атомные электростанции не производят никакого
практически значимого загрязнения окружающей среды, кром ...