Стационарные наблюдения. Если в городе проводится систематический контроль уровня загрязнения атмосферы, то существующая сеть пунктов не меняется, а принимается за основу, так как имеется дополнительный период наблюдений, который позволяет выявить отклонения в режиме концентрации примесей. На время обследования сеть пунктов измерения значительно расширяется. Она должна широко охватить различные участки города из расчета один стационарный пункт на 3-5 км2.
Выбранные пункты должны располагаться по возможности равномерно в городе на площадках с непыляшим или малопылящим покрытием на проветриваемых местах. Целесообразно также организовать за пределами города один стационарный пост на расстоянии 1-3 км с наветренной стороны по преобладающему направлению ветра и второй на расстоянии 2 и 5 км - с подветренной стороны.
Сроки отбора проб воздуха на стационарных постах и при маршрутных наблюдениях должны быть разделены равномерно в течение суток, чтобы охватить возможные изменения концентрации примесей в связи с суточными колебаниями метеорологических элементов и выбросов вредных веществ. Оптимальными ежедневными сроками являются 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 21 ч. местного (декретного) времени.
Для оценки уровня загрязнения воздуха в городах и промышленных населенных пунктах создается сеть стационарных наблюдательных постов. Одним из важных факторов является оптимальное размещение постов наблюдений. Местоположение постов выбирается совместно гидрометеорологической и санитарно-эпидемиологической службами и согласовывается с главным архитектором города. Ведомственные промышленные лаборатории согласовывают места отбора проб воздуха с указанными службами. Число постов определяется в зависимости от численности населения и площади города: до 50 тыс. человек - 1 пост; 50-100 тыс. человек - 2 поста; 100-200 тыс. человек - 2-3 поста; 200-500 тыс. человек - 3-5 постов; 500-1000 тыс. человек - 5-10 постов; более 1 млн. человек 10-20 постов.
Наблюдение за выхлопными газами автотранспорта. Исследование уровня загрязнения воздуха выбросами автотранспорта проводится в комплексе с изучением загрязнения, обусловленного выбросами промышленных источников.
Оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха на автомагистралях и в прилегающей жилой застройке может быть дана на основе широких натурных наблюдений с определением в воздухе концентрации как основных компонентов выхлопных газов (оксиды углерода, углеводородов, оксидов азота, акролеина, формальдегида, соединений свинца), так и продуктов их фотохимических превращений (озона, суммарного количества фотооксидантов).
Для изучения особенностей загрязнения воздуха автотранспортом организуют специальные наблюдения в результате которых:
определяют максимальные значения концентраций основных примесей, выбрасываемых автотранспортом в районах автомагистралей и периоды их наступления при различных метеорологических условиях и интенсивности движения автотранспорта;
определяют границы зон и характер распределения примесей с удалением от отдельной магистрали или группы автомагистралей, расположенных параллельно на некотором расстоянии друг от друга или пересекающихся;
выявляют особенности распространения примесей в жилых кварталах различного типа застройки и в зеленых зонах, примыкающих к автомагистралям.
Пункты наблюдений. Пункты наблюдений выбираются непосредственно на городских улицах и районах с интенсивным движением транспорта:
на участках улиц до и после светофоров, а также на участках подъема, на неровных и скользких дорогах, где отмечается торможение автомобилей и выбрасывается наибольшее количество вредных примесей;
в местах скопления вредных примесей за счет слабого расслоения, обусловленного архитектурно-планировочными особенностями (под мостами, путепроводами, в тоннелях, на узких участках улиц и дорог с многоэтажными зданиями);
в зонах пересечения двух или более улиц с интенсивным движением транспорта.
Пункт, наиболее удаленный от автомагистрали, должен располагаться не менее чем в 0,4 м от стены здания. На улицах, пересекающих основную автомагистраль, пункты наблюдений размещаются на краях тротуаров и на расстояниях, равных 0,5 ширины магистрали и превышающих ее в 2 и 8 раз.
Места для размещения приборов. Места для размещения приборов выбираются на тротуаре и на середине разделительной полосы, при ее наличии. Если тротуар удален от проезжей части, приборы размещаются на расстоянии половины ширины проезжей части одностороннего движения.
Вопросы экологии и энергосбережения в школьном курсе физики
Сегодня уже никто не сомневается в том, что среди глобальных, жизненно
важных проблем, стоящих перед человечеством, первостепенное значение приобрели
проблемы экологии и энергосбережения. Стало очевидно, что преодолеть
экологический кризис только одними техническими ср ...