В больших городах весьма остро стоит проблема состояния окружающей среды, здоровья населения и связанное с этим сокращение выброса загрязняющих веществ автотранспортом.
Исходя из важности проблемы, в марте 2001 года правительствами стран СНГ было подписано Межправительственное Соглашение «О сотрудничестве в области использования природного газа в качестве моторного топлива для транспортных средств». На Украине для комплексного решения проблемы в сентябре 2001 года Министерство энергоресурсов разработало программу, предусматривающую расширение использования альтернативных видов топлива для транспорта.
В настоящее время наиболее перспективными альтернативными видами топлива признаны: компримированный (сжатый) природный газ - метан, сжиженный нефтяной газ - пропан-бутан, сжиженный природный газ - метан.
По объему замены бензина газом Украина занимает первое место среди стран СНГ.
Исходя из изложенного, на Львовском автобусном заводе на базе автобуса ЛАЗ-695Н с двигателем с искровым зажиганием с 1985 года была разработана конструкция и начато производство автобуса ЛАЗ-695НГ, работающего на компримированном природном газе и бензине. Только за первые десять лет производства было выпущено 7725 таких автобусов, массовая эксплуатация которых в различных условиях показала их существенные преимущества. Экономичность автобуса, исходя из затрат на топливо за единицу пробега автобуса при работе на бензине А-76 и на природном газе иллюстрируется в нижеследующей таблице.
Кроме экономичности, важным преимуществом двигателя, работающего на газе является низкая токсичность.
Очевидно, что при использовании природного газа в качестве моторного топлива возникают дополнительные затраты, связанные с приобретением и установкой газобаллонного оборудования. По результатам технико-экономического обоснования цены и эксплуатационных показателей газобаллонного автобуса ЛАЗ-695НГ, в сравнении с базовым автобусом ЛАЗ-695Н можно сделать следующие выводы:
Автобус ЛАЗ-695НГ дороже базового автобуса ЛАЗ-695Н ориентировочно на 50590тг, в основном за счет высокой цены газовых баллонов.
Себестоимость транспортной работы автобуса ЛАЗ-695НГ составляет 0,183тг/пасс-км, что на 37% меньше себестоимости ЛАЗ-695Н, в основном за счет существенной разницы затрат на топливо.
Годовые эксплуатационные затраты также меньше на 40% и составляют 295130тг.
Таблица 15. Расход топлива
Скорость движения км/ч |
Расход топлива и его стоимость на 100км. | |||
Бензин, л. |
Стоимость тг. |
КПГ м3 |
Стоимость тг. | |
40 |
29,0 |
1450 |
31,5 |
652,5 |
50 |
30,1 |
1505 |
28,5 |
677,25 |
60 |
32,9 |
1645 |
31,7 |
740,25 |
70 |
35,6 |
1780 |
33,9 |
801 |
Таблица 16 Выбросы СО
Частота оборотов коленчатого вала мин-1 |
Содержание СО % | |||
Без нейтрализатора |
С нейтрализатором | |||
Бензин |
Газ |
Бензин |
Газ | |
600 |
1,3 |
0,5 |
0,03 |
0,012 |
1900 |
0,6 |
0,08 |
0,03 |
Не выявлено |
История развития науки экологии на примере нефтегазовой промышленности
Общеизвестно,
что среди экологически неблагополучных отраслей отечественной промышленности
ТЭК занимает едва ли не первое место. На его долю приходится свыше 40% общих
загрязнений окружающей среды. Предприятия ТЭК ежегодно нарушают около 30 тыс.
га земель, при этом ре ...