Нормируются экологические требования к объектам транспорта и транспортным технологиям в виде предельно допустимых норм выброса токсичных веществ с отработавшими азами транспортных средств, уровней шума, вибрации, электромагнитных полей, удельных объемов потребления отдельных видов природных ресурсов, уровня комфорта и др.
Эти нормы напрямую не связаны с ПДК отдельных примесей в атмосферном воздухе, воде, почве на конкретных площадях территории и устанавливаются как компромисс в удовлетворении разнонаправленных требований (общественная потребность, техническая возможность реализации, стоимость). Подходы к решению этой комплексной проблемы (взаимоувязки экологических нормативов объектов транспорта с санитарно-гигиеническими нормами) можно найти, например, в работе.
Нормирование токсичности отработавших газов транспортных средств осуществляется с целью получения сопоставимых оценок экологического совершенства различных конструкций и управления уровнем воздействия на ОС. Комплекс стандартов включает два вида испытаний: проверку автотранспортного средства (АТС) в эксплуатации экспресс-методами и сертификационные испытания автомобилей или двигателей на стендах.
Эксплуатационные испытания осуществляются без снятия двигателя с автомобиля портативной аппаратурой и предназначены для оценки технического состояния АТС путем измерения концентрации в отработавших газах двигателей с искровым зажиганием СО и СХНУ, также дымности дизелей.
Сертификационные испытания (приемочные, инспекционные) АТС производятся при сертификационных испытаниях на заводах или в специальных центрах. Токсичность оценивается при выполнении заданной совокупности режимов, называемых циклами.
Для оценки экологических показателей АТС полной массой до 3,5т применяются 5 типов испытаний на специальных стендах, в результате которых проверяется соответствие нормам:
уровня содержания в выхлопных газах СО, СХНУ, NOX, твердых частиц после запуска холодного двигателя при имитации движения автомобиля;
концентрации СО в режиме холостого хода;
выбросов картерных газов;
выбросов в результате испарения топлива из системы питания;
- долговечности устройств, предназначенных для предотвращения загрязнения воздуха.
В табл. 4 приведены значения норм выбросов новых автомобилей типа Ml, N1 в европейских странах по первому типу испытаний (в ездовых циклах). (Приложение №1)
Экологические нормативы (токсичность отработавших газов) остальных типов транспортных средств, а также тракторов, судов устанавливаются по результатам испытаний только двигателей на тормозных стендах. Динамика значений норм выбросов дизельных грузовых и пассажирских АТС типов М2, МЗ, N2, N3 в европейских странах приведена в табл. 5.
Таблица 4. Динамика значений норм выбросов легковыми АТС массой до 1250 кг, г/км
Ступень |
Год ведения |
Частицы |
NO, |
CxHy |
СО |
EURO 1 * |
1993 |
-/0,14 |
0,97/0,97** |
2,72/2,72 | |
EURO 2 |
1996 |
-/0,08 |
0,5/067** |
2,2/1,0 | |
EURO3 |
2000 |
-/0,05 |
0,14/0,5 |
0,17/0,06 |
1,5/0,6 |
EURO 4*** |
2005 |
-/0,025 |
0.07/0,25 |
0,08/0,05 |
0.7/0.47 |
Примечание. Числитель/знаменатель - бензиновые/дизели.
Иркутский угольный бассейн
Иркутский угольной бассейн крупнейшее месторождения мира,
расположен в южной части Иркутской области России, и является одним из наиболее
значимых в экономическом отношении регионов России. Ведущая роль здесь
принадлежит промышленному комплексу по добыче и переработке ...