Основными эксплуатационными мероприятиями, направленными на снижение токсичности отработавших газов являются следующие:
Для карбюраторных двигателей
. Своевременное регулирование карбюраторов по оптимальному составу рабочей смеси;
. Оптимизация характеристики ускорительного насоса при разгоне автомобиля;
. Поддержание оптимальной регулировки зазоров между торцами стержней клапанов и носками коромысел газораспределительного механизма;
. Контроль и регулировка оптимального угла опережения зажигания. Поддержание нормального зазора в контактах прерывателя.
. Повышение минимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя на 50-100 об/мин;
. Периодическая промывка системы смазки специальным промывочным маслом;
. Периодическая проверка герметичности цилиндропоршневой группы;
. Движение, по возможности, с постоянной скоростью;
. Систематическая промывка топливных и воздушного фильтров систем питания двигателя;
. Работа двигателя на средних скоростных режимах и нагрузках 60-80% от максимальной мощности;
. Добавка в бензин 3% антитоксичного изопропилового спирта;
Для дизельных двигателей
. Систематический контроль оптимального угла опережения начала подачи топлива. Он должен быть до ВМТ;
. Поддержание постоянной цикличности подачи топлива для каждого цилиндра. Допускается неравномерность подачи топлива ±5%;
. Контроль и регулировка оптимальной максимальной подачи топлива, исключающей дымный выхлоп;
. Своевременный контроль технического состояния и регулировка оптимального давления начала впрыска топлива каждой форсункой;
.Разогрев двигателя и его систем перед началом движения автомобиля до температуры не ниже 30°С и полная нагрузка двигателя при температуре охлаждающей жидкости не ниже 55°С;
. Работа двигателя на средних скоростных режимах и нагрузках 60-70% от максимальной мощности;
. Периодическая проверка герметичности цилиндропоршневой группы;
. Движение, по возможности, с постоянной скоростью;
. Своевременная промывка топливных и воздушных фильтров;
Чтобы судить о своевременном выполнении вышеуказанных мероприятий на автотранспортных предприятиях, организуется контроль за токсичностью отработавших газов с применением современных газоанализаторов.
Углубленная проверка исправного технического состояния топливных систем двигателей обычно проводится 2 раза в год. При этом проверяют:
производительность топливных жиклеров;
износ деталей привода ускорительного насоса и его производительность;
систему балансировки поплавковой камеры.Хорошая взаимосвязь системы холостого хода карбюратора и главной дозирующей системы обеспечивают автомобилю хорошие ходовые качества.
При техническом обследовании технического состояния карбюратора и воздушного фильтра проверяют в первую очередь, т.е, контролируют: - состояние системы холостого хода;
положение винта минимального открытия дросселя;
минимальные обороты холостого хода и содержание СО в отработавших газах. Затем проверяют техническое состояние аккумуляторных батарей и системы зажигания.
У дизельных двигателей в первую очередь определяется техническое состояние топливной системы. То есть проверяется исправность топливной аппаратуры (форсунок, топливных насосов). Обращается также внимание на техническое состояние воздухоочистителя, топливных фильтров и их герметичность.
Кроме того, автомобили с дизельными двигателями проверяются на дымность при техническом обслуживании и при проведении годовых технических осмотров.
Основные направления, мероприятия, методы и средства по снижению токсичности и дымности отработавших газов:
. Новые схемы двигателя:
с турбокомпаундированием;
с утилизацией теплоты в цикле Ренкина-Стирлинга;
комбинированные;
газотурбинные;
аксиальные;
двухтактные;
электрические.
. Совершенствование рабочего процесса:
оптимизация камеры сгорания;
оптимизация параметров топливоподачи;
улучшение наполнения цилиндров;
оптимизация структуры воздушного вихря;
оптимизация фаз газораспределения;
разработка малотоксичных рабочих процессов;
теплоизоляция камеры сгорания;
предварительная физико-химическая обработка топлива, воздушного заряда, рабочей смеси;
совершенствование систем турбонадува;
совершенствование систем впуска и выпуска.
. Совершенствование конструкции и технологии изготовления ДВС:
снижение механических потерь;
утилизация теплоты отработавших газов;
ужесточение допусков;
оптимизация степени сжатия;
совершенствование систем теплоподачи;
совершенствование узлов и деталей дизеля;
совершенствование систем охлаждения и смазывания;
создание электронных систем управления.
. Разработка средств и методов снижения токсичности и дымности ДВС:
Предприятие – источник загрязнения окружающей среды
Одной
из самых важных проблем, стоящих перед мировым сообществом, является проблема
защиты окружающей природной среды и устойчивого развития человеческой
цивилизации.
Возрастание
энерговооруженности человека, увеличение количества добываемого сырья, рост
промышлен ...