Прежде всего, необходимо отметить, что основной задачей топливно-энергетического комплекса является надежное и бесперебойное обеспечение потребителей республики топливно-энергетическими ресурсами.
К сожалению, Республика Беларусь не имеет больших запасов этих ресурсов на своей территории - в балансе страны местные виды топлива с учетом собственной добычи нефти и попутным газом составляют 14,3%, и в связи с этим вынуждена импортировать топливно-энергетические ресурсы из-за рубежа. В соответствии с межправительственными соглашениями, подписанными между Российской Федерацией и Республикой Беларусь с 1997 года ведется работа по разработке топливно-энергетических балансов Союзного государства Беларуси и России, утверждаемые Советом Министров Союзного государства и предусматривающие объемы поставок энергоресурсов в республику.
Так как в топливном балансе Беларуси львиную долю в настоящее время составляет природный газ - а эта доля 76%, в первую очередь мы остановимся на вопросах, связанных с его поставками. В соответствии с таким балансом на 2003 год была предусмотрена поставка в республику природного газа в объеме 18,5 млрд. куб. метров, в том числе 10,2 млрд. куб. метров - ОАО «Газпром» по цене пятого ценового пояса Российской Федерации, а 6,3 и 2 млрд. куб. метров соответственно ООО «НГК «Итера» и независимые поставщики по коммерческим ценам.
Необходимо при этом отметить, что все предыдущие годы начиная с 1998 года балансы поставок газа в республику составлялись таким образом, что в конце года, т.е. перед отопительным сезоном возникала необходимость дополнительных переговоров между белорусской и российской сторонами об увеличении его поставок в IV квартале. В 2002 году данная ситуация была переломлена и объемы поставок по балансам и действительная потребность республики на текущий момент практически полностью совпали.
В IV квартале 2003 года запланировано получить 5,2 млрд. куб. метров природного газа против 4,82 прошлого года. При этом увеличены запасы природного газа в его подземных хранилищах, система которых развивается на территории Республики Беларусь.
В настоящее время начата работа по разработке и согласованию топливно-энергетических балансов Союзного государства Беларуси и России на 2004 год. Надо отметить, что существуют определенные сложности при его согласовании, возникают критические точки в решении ряда вопросов по созданию совместной газотранспортной организации, что не способствует быстрому разрешению возникающих разногласий. Однако этого процесс переговоров, который позволит определить способность представителей обеих сторон идти на компромиссы.
Необходимо так же отметить, что ранее при согласовании таких балансов основным камнем преткновения был вопрос оплаты потребленных топливно-энергетических ресурсов и погашения задолженности за ранее потребленные ресурсы. В этом году республика нашла в себе скрытые ресурсы полностью оплатить текущее потребление топливно-энергетических ресурсов и частично погасить задолженность (в тоже время по состоянию на 15 сентября текущего года осталась не малая сумма в 174,9 млн. долларов США). Однако перед нами по-прежнему остро стоит проблема, что делать с существующей задолженностью. Поэтому немаловажными задачами перед предприятиями топливно-энергетического комплекса кроме надежного и бесперебойного энергоснабжения стоит:
обеспечение полной оплаты текущего потребления топливно-энергетических ресурсов и погашение накопившейся задолженности. Следовательно, собирать оплату 100 процентов это недостаточно. Если в 2002 году уровень оплаты за природный газ и энергию (тепловую и электрическую) составлял соответственно 103,2 и 97,8 процента, то за девять месяцев 2003 года уровень оплаты природного газа потребителями республики составил 109,1 процента, электрической и тепловой энергии 103,4 процента;
переход к денежной форме оплаты за потребленные энергоресурсы. Для сравнения в 2002 году денежными средствами была произведена оплата за природный газ и энергию (тепловую и электрическую) в объеме 37,8 и 45,6 процента, то в 2003 году - 82,3 и 77,9 процента соответственно.
Причины наступления цивилизации на природу. Мировой экономический кризис. Структура биосферы
Начавшийся и продолжающийся мировой экономический
кризис, нарушение установившегося мирового правопорядка и международного права
(признание независимости Косово, нападение Грузии на Южную Осетию в августе
2008 года), в какой-то мере отодвинули на задний план глобальные ...