1. Принцип максимального предупреждения образования отходов. Этот принцип реализуется посредством осуществления мер по снижению отходов в местах их образования.
. Принцип пропорциональности. В случае увеличения объемов производства на предприятии прямо пропорционально возрастает количество образуемых отходов. Чтобы не допустить этого необходимо увеличивать затраты на управление отходами пропорционально планируемому увеличению объемов производства.
. Принцип использования ассимиляционного потенциала. Предприятию при размещении отходов производства на полигонах следует руководствоваться тем, что размещенные отходы должны ассимилироваться литосферой. Этот уровень зависит от географического положения предприятия, от структуры отходов, направляемых на полигон.
Средствами управления отходами на предприятии являются: учет, планирование, страхование и стимулирование (рисунок 1). Правильная организация учетно-статистической работы обязана быть важнейшей предпосылкой грамотного регулирования обращения отходами.
В организационно-экономическом аспекте эффективность управления отходами обусловлена, прежде всего, поэтапным упорядочением деятельности в этой сфере по всем аспектам [Масленникова, Кузнецов, 2005, с. 74]:
совершенствование взаимодействия, взаимосвязи процессов использования природных ресурсов, сырья, материалов, энергии; образования, удаления, подготовки и использования отходов; включения их части в круговорот веществ на основе балансового метода их учета, оценки;
упорядочение взаимодействия между подразделениями, службами, работниками по поводу использования, утилизации отходов;
взаимодействия предприятия с природоохранными службами, другими предприятиями, расположенными в городе и имеющими организационно-экономические отношения по поводу совместных действий по использованию, утилизации отходов.
Правовые, организационные и экономические основы деятельности предприятий, связанные с предупреждением или уменьшением объемов образования отходов, их сбором, перевозкой, хранением, обработкой, утилизацией и удалением, обезвреживанием и захоронением, а также с предотвращением негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье человека на территории России определяет Закон Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. №89-ФЗ.
Нормативно-правовое регулирование деятельности по обращению с отходами базируется на нормативных и методических документах, направленных на информационное обеспечение следующих аспектов деятельности [ГОСТ Р 51769-2001 Ресурсосбережение … , 2001, с. 3]:
- классификация отходов;
учет образования, движения (регионального, внутрироссийского и межгосударственного) образовавшихся и ввозимых на территорию России партий отходов, способов их удаления, в результате которых они прекращают свое существование (переработка в товарную продукцию, захоронение, уничтожение и т.п.);
качественное и количественное определение вида и степени опасности документируемых отходов;
определение ресурсных характеристик документируемых отходов;
экспертиза и лицензирование предприятий в части их деятельности, связанной с обращением с отходами;
контроль достоверности информации, представляемой по любой из вышеперечисленных позиций.
В целях совокупного учета отходов хозяйственной деятельности предприятий в 1992 году Госкомстатом России официально утверждена форма государственной статистической отчетности по форме №2-ТП (токсичные отходы). Основополагающим нормативным актом, определяющим исходные моменты учета и статистики отходов в России является Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года №89-ФЗ.
К документам первичного учета отходов, служащим основой для заполнения отчетности, можно отнести «Паспорт опасности отходов». Также необходимость паспортов установлена в специальном государственном стандарте, имеющим обязательный характер на территории России - ГОСТ Р 51769-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения. Постановление Госстандарта России от 28.06.2001 № 251». В соответствии с этим стандартом, паспортом отходов является документ, формируемый по совокупности сведений, получаемых в результате документирования деятельности по обращению с отходами. Паспорт должен включать и отражать классификацию отходов, данные учета образования, движения образовавшихся отходов, способов их удаления, в результате которых они прекращают свое существование, качественные и количественные характеристики опасности отходов и многие иные сведения [ГОСТ 30774-2001 Ресурсосбережение … , 2001, с. 1].
Кроме паспортов, существует целый ряд документов, регламентирующих учет отходов. К ним относятся: «Акт сдачи отходов, направляемых на объект для размещения отходов», «Контрольный талон приема отходов», «Журнал учета отходов, поступивших на объект для размещения отходов», «Журнал регистрации фактов размещения отходов в несанкционированных местах». Этот набор документов содержит «Временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации» (утвержденные Минприроды России 15.07.1994). Первичный учет в них не предусматривает отражения образования отходов и их переработки на объектах учета. Отсутствуют показатели и указания по учету движения уже складированных отходов, включая их естественную трансформацию; относительно слабо представлена схема текущей оценки вредного воздействия отходов на различные природные ресурсы [Гринин, Орехов, 2001, с. 46].
Авифауна урболандшафтных территорий г. Гомеля
Из-за высокого антропогенного воздействия происходит быстрое
уничтожение экосистемы. Для оценки этого состояния используются животные в
качестве биоиндикаторов. Их основное преимущество заключается в их
физиологической близости к человеку. Среди отслеживаемых показател ...