Обязательства Сторон Киотского протокола

Цель киотского протокола та же, что и у РКИК ООН, а именно, добиться стабилизации концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. Для достижения этой цели Протокол уточняет и развивает многие обязательства, предусмотренные Конвенцией:

· Каждая страна Приложения 1 должна проводить соответствующую национальную политику и принимать меры по ограничению выбросов парниковых газов и усилению поглощения СО2 наземными экосистемами. Выполняя эти обязательства, каждая страна Приложения 1 должна стремиться свести к минимуму любое негативное влияние этой политики и мер на другие страны, в особенности развивающиеся;

· Страны Приложения 1 должны предоставлять дополнительные финансовые ресурсы для содействия выполнению обязательств развивающихся стран;

· Как страны Приложения 1, так и страны не входящие в Приложение 1 должны сотрудничать в таких областях, как:

разработка, внедрение и распространение технологий, безопасных для климата;

исследования климатической системы и систематические наблюдения за ее состоянием;

просвещение, обучение и информирование общественности по вопросам изменения климата;

совершенствование методик и улучшение качества данных, используемых для инвентаризации выбросов парниковых газов.

Самых важных обязательств Киотского протокола является имеющие юридическую силу обязательства стран Приложения 1 по ограничению своих выбросов парниковых газов. Соответствующие величины перечислены в Приложении B к Киотскому протоколу, в котором приводятся нормативы снижения или ограничения выбросов для 38 развитых стран, а также Европейского сообщества в целом. [прил.2]

Приложение B устанавливает нормативы выбросов по сравнению с определенным годом - так называемым базовым годом. За базовый год приняли 1990, однако для некоторых стран с переходной экономикой установлен другой базовый год. Кроме того, любая страна вправе выбрать базовый год в диапазоне от 1990 до 1995 гг. для оценки сокращения выбросов ГФУ, ПФУ и SF6. Установленные нормативы относятся к выбросам шести видов парниковых газов от различных источников и секторов экономики, перечисленных в Приложении A к Киотскому протоколу. [прил.1]

Киотский протокол устанавливает конкретный период времени - период обязательств - в который должны быть достигнуты установленные показатели выбросов. В качестве первого периода обязательств был выбран пятилетний период с 1 января 2008 по 31 декабря 2012 год. Таким образом, страны Приложения 1 обязаны, чтобы в 2008-2012 гг. их выбросы парниковых газов от источников, перечисленных в Приложении A, не превысили установленного уровня выбросов. Это уровень называется «установленным количеством» для соответствующей страны. Установленное количество для первого периода обязательств рассчитывается как произведение объема выбросов парниковых газов страны в базовом году на установленный для этой Стороны норматив снижения (ограничения) выбросов и на 5 (поскольку продолжительность периода обязательств составляет 5 лет). Полученная величина измеряется в единицах, называемых единицами установленного количества (ЕУК). Каждая ЕУК соответствует праву на выброс 1 тонны С02-эквивалента за период обязательств. [6]

Таким образом, Киотский протокол требует от 38 развитых стран в среднем за 2008-2012 гг. в целом не превысить 94,8% от уровня выбросов парниковых газов в 1990 г. Основные обязательства взяли на себя развитые страны. Евросоюз должен сократить выбросы на 8%, Япония и Канада - на 6%, страны Восточной Европы и Прибалтики - на 8%, а Россия и Украина должны сохранить среднегодовые выбросы в 2008-2012 годах на уровне 1990 года .[7]

Каждой стране выделялась квота на выброс углекислого газа. Страны, выбрасывающие СО2 меньше запланированной квоты, могут продать излишки странам, превысившим исходную квоту. Таким образом, Киотский протокол закреплял за национальными правительствами права на определенное количество вредных выбросов и предлагал развивать рынок по торговле этими правами.

Россия смогла добиться права сохранять выбросы на уровне 1990 (3050 млн. тонн СО2-эквивалента), так как после отказа США, на долю которых приходится 36,1% мировых выбросов, участвовать в Киотском протоколе, его ратификация оказалась под угрозой. И без России Киотский протокол никогда не вступил бы в силу.

22 октября 2004 года Госдума РФ одобрила проект ФЗ "О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата", 27 октября - Совет Федерации, 5 ноября - Президент РФ. 18 ноября 2004 года Постоянный представитель РФ А.Денисов передал на хранение Генеральному секретарю ратификационную грамоту протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Для России протокол вступил в силу <http://eco.rian.ru/documents/20081115/155224162.html> 16 февраля 2005 года, через 90 дней после официальной передачи документа о ратификации. [16]

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи

Глобальная сырьевая проблема и пути её решения
Сущность глобальной сырьевой проблемы заключается в возрастающих трудностях снабжения сырьем, которые раньше возникали на национальном или региональном уровнях, а теперь стали обнаруживаться и на уровне глобальном. Об этом свидетельствует мировой сырьевой кризис 1970-х ...