В основе Киотского протокола лежат идеи экономической теории прав собственности, разработанной англо-американским экономистом Рональдом Коузом.
Коуз изучая проблему загрязнений указал, что традиционная система борьбы с ними, когда определяются предельные значения загрязнений (ПДВ и ПДК), за превышение которых предусмотрено наказание, является нерациональной. Это основывалось на том, что если предприятие и не превышает значений ПДК и ПДВ, то оно, загрязняя окружающую среду, не несет никакой ответственности. Суть идеи Коуза состояла в том, что в конфликте между загрязнителями и страдающими от загрязнений, объектом конфликта является не само предприятие, загрязняющее окружающую среду, а право на запрещение вредного использования этого предприятия(право на производство этим предприятием загрязнений). И Коуз предположил, что это право может становиться объектом соглашений или купли-продажи безотносительно к тому, кому принадлежит само предприятие. Таким образом, право на запрещение вредного использования некоего объекта в результате окажется у того, кто сможет использовать это право наиболее эффективно. Это было названо теоремой Коуза.
Теорема Коуза предлагала принципиально новый подход к борьбе с загрязнениями. Вместо того, чтобы разрабатывать нормативы ПДК и ПДВ, государство должно лишь определить максимально допустимый объем загрязнений, выпустить соответствующее количество лицензий на загрязнения, организовать их распродажу с аукциона и затем контролировать соответствие фактического объема загрязнений величине лицензий.
Идеи Коуза легли в основу важнейшего достижения Киотского протокола - механизмов гибкости: Совместное осуществление, Механизм чистого развития и Торговля квотами. Эти механизмы должны значительно повысить экономическую эффективность деятельности по снижению выбросов парниковых газов.
Киотский протокол допускает изменение уровней допустимых выбросов, установленных для стран Приложения 1 на период обязательств, посредством их участия в экономических механизмах «гибкости» Киотского протокола. С их помощью страны могут «создавать» или покупать дополнительные разрешения на выбросы, добавляемые к установленному количеству. Каждый из механизмов, а также деятельность по антропогенному поглощению СО2 наземными экосистемами улучшению поглотителей может дать определенное количество единиц, представляющих права на выбросы. Правила Протокола определяют порядок использования этих единиц, называемых «единицами Киотского протокола», или «киотскими единицами».
Для участия в механизмах гибкости страна должна соответствовать определенным требованиям: в первую очередь страна Приложения 1 должна ратифицировать Киотский протокол, а также удовлетворять ряду критериев участия - требованиям приемлемости. Соответствие этим критериям означает, что страна Приложения 1 обеспечивает точный учет своих выбросов и установленного количества и использование экономических механизмов не создаст риска для выполнения ею своих обязательств.
Киотский протокол предусматривает три механизма гибкости:
· Проекты совместного осуществления - Статья 6 Киотского протокола.
Только страны Приложения В могут участвовать в ПСО.
· Механизм чистого развития - Статья 12
Киотского протокола. В качестве покупателей (инвесторов проекта) выступают страны-участники Приложения В, а в качестве продавцов (принимающей стороны проектов) - страны, не входящие в Приложение 1. В качестве продавцов в МЧР могут выступать все страны СНГ, кроме России, Украины и Беларуси. [24]
Пути развития нетрадиционного получения энергии
Глобальный
спрос на энергию увеличивается примерно на 3% в год - в 2025 году
энергопотребление составит 22,8 млрд. т у. т. (условного топлива). Мировые
запасы традиционных энергетических ресурсов, по оценкам специалистов,
составляют: угля - более 1500 млрд. тонн, нефт ...