Отдельные сведения подобного рода можно найти в сохранившихся памятниках древнеегипетской, китайской, индийской, тибетской и персидской культур. В рукописных книгах Вавилонии, например, есть описания способов обработки земли, указывается время посева различных культурных растений, перечисляются птицы и животные, вредные для земледелия. В древнейших китайских хрониках с IV-II веков до н. э. описываются условия произрастания различных сортов культурных растений. В древнеиндийских сказаниях «Махабхарата», относимых к VI - II веками до н. э., имеются сведения о повадках и образе жизни примерно 50 животных, есть упоминание об изменениях численности и суточной жизни некоторых из них. В священной книге древних иранцев «Зендавеста» (VII-VI вв. до н. э.) как наставление советуется «беречь полезных животных, охранять огонь, храмы и воду, заботиться, чтобы не осквернялась земля нечистыми веществами, а тщательно бы обрабатывалась».
Много разных животных упоминается в Библии (I в. н. э.): крот, змея, лев, серна, шакал, олень, летучая мышь, горлица и др. Там же называется более 150 видов растений. Сведения о растениях часто сопровождаются краткими биологическими характеристиками: колючее, ядовитое, горькое, пахучее, луковичное, быстро усыхающее, дающее своей скоро разрастающейся листвой большую тень, раскидистое, срубленное дерево (дуб) продолжает жизнь молодой порослью и др. Например, в притче о плевеле и пшенице четко прослеживается хорошее знание не только ядовитости семян плевела, но и то, что это растение развивает большую корневую систему. Вырастая среди пшеницы,корни плевела переплетаются с ее корнями так, что вырывая его трудно не вырвать и саму пшеницу. Вот почему в притче говорится: «Оставьте расти вместе и то и другое до жатвы, а во время жатвы соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу».
В одном из текстов Библии приводится яркое фенологически достоверное описание прихода весны: «Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал; цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей. Смоковницы распустили свои почки, и виноградные лозы, расцветая, издают благовоние».
Многие сведения о растениях и животных упоминаются в Библии в явно прикладном смысле или иносказательно (в притчах, откровениях и др.) для выражения определенных качеств у людей, отождествляя их по аналогии с какими-либо свойствами растений, животных и окружающей природы. Многое переплетается с фантастикой, но часть сведений поражает большой точностью.
Высказывания о связях организмов со средой и их зависимости от окружающих условий имеются в трудах античных философов. О них в этом плане писали Эмпедокл (V в. до н. э.), Аристотель (IV в. до н.э.) и Теофраст (Ш в. до н.э.).
Великие географические открытия, обогатившие мир сведениями о новых растениях и животных из диковинных заморских стран, способствовали развитию экологии путем конкретного, натуралистического изучения окружающего мира. Накопление и описание фактического материала - характерная черта естествознания этого периода. И хотя в суждениях о природе господствуют метафизические представления, все же в трудах многих естествоиспытателей можно найти явные свидетельства развития экологических знаний. Они выражаются в накоплении фактов о разнообразии живых организмов, их распространении, в выявлении особенностей строения растений и животных, живущих в условиях той или иной среды. Много сведений экологического характера можно найти в этот период в трудах известных ботаников: А. Цезальпина (1519-1603), Ж. Турнефора (1656-1708), Джона Рея (1623-1705) и многих других. В трудах К. Геснера (1516-1565) и У. Альдрованди (1522-1605) содержатся сведения о животных.
Влияние промышленности города Ростова-на-Дону на окружающую среду
Экологические проблемы современности по своим масштабам условно могут
быть разделены на локальные, региональные и глобальные и требуют для своего
решения неодинаковых средств решения и различных по характеру научных
разработок.
Для решения таких проблем нужны научны ...