Федеральное законодательство и охрана водных объектов

В 1988 г. в области, как и в целом по стране, создана система комитетов охраны природы, которые активно используют предоставленные права и возможности воздействия на загрязнителей [6]. За 6 лет только за загрязнение водных объектов наложено 1420 штрафов и взыскано исков на сумму 57 млн. р., приостанавливалась деятельность 22 предприятий, 16 материалов направлено в прокуратуру, было выдано 45 предписаний о прекращении финансирования строительства. Для обеспечения этого направления была создана лабораторно-аналитическая база.

С 1991 г. образованы фонды охраны природы. Основным источником средств, поступающих в них, является плата за загрязнение окружающей среды предприятиями, независимо от форм их собственности. Значительная часть собранных финансов расходуется на строительство сооружений по очистке сточных вод и создание водооборотных систем. В конце 1994 г. в фонды поступило 3,9 млрд. р., в том числе более трети - за сброс сточных вод. Из них 0,63 млрд. р. инвестировано в строительство очистных сооружений сточных вод в Богучаре, Боброве, Новохопёрске, Борисоглебске и др. городах [6].

Закончено строительство очистных сооружений в с. Нижнедевицк мощностью 400 м3/сут. В 2008 г. были построены очистные сооружения искусственной биологической очистки мощностью 700 м3/сут. в с. Воробьёвка. Благодаря им прекратилось загрязнение поверхности водосбора водных объектов и подземного водоносного горизонта неочищенными сточными водами. Также продолжается строительство очистных сооружений в п. Таловая и Панино. В 2007 г. было продолжено расширение и реконструкция очистных сооружений в г. Борисоглебск мощностью 42 тыс. м3/сут [3].

Охрана водных объектов

В постановлении Правительства России от 17 марта 1989 г. №91 «Об утверждении положения о водоохранных зонах рек, озёр и водохранилищ» указывается, что водоохранные зоны необходимы для поддержания гидрологического и гидрохимического режимов рек, улучшения их санитарного состояния, для осуществления мероприятий по охране вод малых рек от загрязнения, засорения и истощения [6]. Водоохранной зоной считается территория, прилегающая к акваториям рек, озёр, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности. В неё включаются поймы рек, надпойменные террасы, бровки и крутые склоны коренных берегов, а также балки и овраги, непосредственно впадающие в речную долину. В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территории которых вводятся дополнительные ограничения природопользования. Размеры и границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также режим их использования устанавливаются исходя из физико-географических, почвенных, гидрологических и других условий, с учётом прогноза изменения береговой линии.

Минимальная ширина водоохранных зон устанавливается для участков рек протяжённостью от истока:

до 10 км - 50 м,

от 10 до 50 км - 100 м,

от 50 до 100 км - 200 м,

от 100 до 200 км - 300 м,

от 200 до 500 км - 400 м,

от 500 км и более - 500 м.

Размеры прибрежной защитной полосы устанавливаются в зависимости от характеристики прилегающих к водоисточникам угодий (пашня, сенокосы и т. д.) и крутизны склонов (таблица 3).

Таблица 3. Ширина прибрежных полос водоисточников в зависимости от вида угодий и крутизны склона [6]

Виды угодий, прилегающих к водоисточнику

Ширина прибрежной защитной полосы (м), при крутизне прилегающих склонов

Обратный и нулевой уклон

Уклон до 3°

Уклон более 3°

Пашня

15-30

35-55

55-100

Луга, сенокосы

15-25

25-35

35-50

Лес, кустарник

35

35-50

55-100

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи

Экономика природопользования
Человеческое общество представляет собой часть природы. Взаимодействие людей с природой осуществляются через трудовую деятельность и производство, что зачастую пагубно сказывается на состоянии окружающей среды. С учетом нарастающих экологических проблем и усиления экол ...