Если рассматривать выбрасываемые вещества по их токсичности то на первое место (с учетом массы) выходит оксид углерода (СО), оксиды азота, акролеин, ацетальдегид, этилен, бензол, формальдегид (НСОН) и т.д.
Все токсичные вещества, содержащиеся в отработавших газах делятся на нормируемые и ненормируемые. Список нормируемых веществ, изучаемых в разных странах, включает в общей сложности порядка 20 химических агентов, для которых существуют нормы и методы измерения, однако регулярному контролю у нас и в странах СНГ подлежит не более 6-8 ингредиентов. В их числе оксид углерода (СО), оксиды азота NOx, углеводороды (СН), сажа, диоксид серы (SO2), свинец Pb, а также формальдегид (НСОН). Так, например, токсичность отработавших газов карбюраторных двигателей обуславливается главным образом содержанием окиси углерода и окислов азота, а дизельных двигателей окислов азота и сажи.
Первый государственный стандарт (ГОСТ) был введен на территории СССР в 1970 году, который претерпел некоторые изменения. На сегодняшний день на территории Республики Казахстан предельно допустимое содержание токсичных веществ в отработавших газах бензиновых двигателей регламентировано ГОСТом - 17.2.2.03-87.
Норму дымности отработавших газов определяет ГОСТ 21393-75. Кроме того, имеется ряд отраслевых стандартов, непосредственно для производителей транспорта.
Введение указанных стандартов позволило несколько упорядочить токсичность (дымность) автомобилей. Однако из-за необеспеченности автотранспортных предприятий и контролирующих органов необходимой приборной базой и отсутствия необходимых законодательных актов эффективность указанных стандартов в полной мере реализовать не удается.
С целью снижения токсичности выбросов были разработаны проекты стандартов, предусматривающие применение систем нейтрализации отработавших газов. Внедрение каталитических нейтрализаторов позволило бы значительно оздоровить экологическую обстановку, но для этого необходимо обеспечить перевод автомобилей на неэтилированный бензин, поскольку присутствие в выбросах свинца нарушает процесс каталитического окисления и приводит к выходу из строя нейтрализаторов.
При сложившихся экономических условиях переход на выпуск неэтилированного бензина в ближайшее время практически невозможен. Кроме того, фактически не организовано промышленное производство самих нейтрализаторов.
Поэтому необходимо вести непрерывную работу в этом направлении.
Низкий уровень технического обслуживания и эксплуатации автомобиля приводит к расстройству узлов и систем автомобиля. В результате выбросы вредных веществ возрастают, намного превышая установленные нормы. Если все узлы автомобильного двигателя будут правильно отрегулированы, то выбросы вредных веществ в атмосферу уменьшатся в 3-5 раз.
Особое внимание обращает на себя проблема слабой обновляемости автомобильного парка. Согласно оценкам специалистов срок службы автомобилей у нас в 2-3 раза выше, чем в любой развитой стране. Кроме того, значительное пополнение происходит за счет подержанных автомобилей иностранного производства.
Не секрет, что увеличение срока службы автомобилей сопровождается ухудшением не только его технического состояния, но и показателей выбросов.
Поддержание автомобильного парка в исправном техническом состоянии обеспечивает значительный экологический эффект.
В настоящее время разрабатываются стандарты, включающие диагностические показатели работы двигателя. Пределы изменения этих показателей позволят оценивать техническое соответствие двигателя нормам выбросов.
В интересах повышения экологических показателей работающих автомобилей необходима организация сети пунктов контроля технического состояния двигателей нормам выбросов с оснащением необходимыми приборами.
Экологическая обстановка в районе Орехово-Борисово Северное Южного административного округа г. Москвы
В
конце 1980-х - начале 1990-х годов Москва столкнулась с целым рядом
экологических проблем. Одной из причин снижения экологической безопасности
населения, ухудшения состояния окружающей среды, нерациональности
природопользования является несовершенство механизма госу ...