Право на здоровую окружающую среду - одно из новых, жизненно-важных прав человека, основа экологической этики и культуры. Меркантильный прагматизм в развитых странах нередко обгоняет духовное развитие, что может привести к разрушению самой гуманитарной сущности человека.
Не случайно еще К. Маркс отмечал, что стихийно развивающаяся культура «оставляет после себя пустыню». Разработка экологического международного правопорядка и кодекса экологической этики - настоятельная необходимость нашего времени. В кодексе экологической этики достойное место могут занять принципы-заповеди интернационального движения «зеленых»: экологическая мудрость, демократия снизу, личная и социальная ответственность, ненасилие, децентрализация, развитие местной экономики как основы деловой активности человека, плюрализм мнений и понятий, коллективность действий, глобальная ответственность, развитие индивидуального видения будущего.
Необходимы экологизация воспитания, формирование экологического мышления и грамотности, профессиональной экологической подготовки во всех сферах деятельности - в семье, школе, вузе. Вся система исповедуемых в обществе идеалов и ценностей должна участвовать в формировании экологической нравственности.
Понятие гуманизма неразрывно связано с экологическим видением мира. Это требует коррективов, важных дополнений в само понимание гуманизма.
Гуманизм - не только отношения между людьми, но и отношение людей к природе, это признание не только достоинства и свободы личности, ее всестороннего развития, но и целостности среды обитания человека, его неразрывного единства с природной средой, закономерностей ее сохранения и свободного развития, это не только человечность общественных отношений, но и человечность в отношении к природе, понимание органической взаимосвязи природы и общества.
Гуманизация образования предполагает экологическое воспитание как важную составную часть всей педагогической системы. Причем это в равной степени относится как к гуманитарным, так и к естественным и техническим наукам. Именно в сфере экологического воспитания прослеживаются их связь и взаимодействие.
Идеологи буржуазных революций (XVII - XIX вв.) разрабатывали идеи «естественных прав», соответствия общественного устройства «природе человека». Кант сформулировал положение, выражающее, по его мнению, сущность гуманизма: человек может быть для другого человека только целью, но не средством. Но возникает вопрос: где же «права природы», исключающие превращение ее в средство достижения корыстных целей?
С возникновением марксизма связывают понимание сущности человека как «совокупности общественных отношений». Но и это определение не отвечает гуманистическому пониманию человека как творца и также игнорирует взаимоотношения человека с природой.
В советское время появилось понятие «социалистический гуманизм», неразрывно связанное с борьбой за коммунизм, устраняющее якобы все формы отчуждения. Высшей целью общества определялось развитие самого человека: «Все во имя человека, для блага человека!». Ему сопутствовал лозунг «Мы не может ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача».
На примере современной экологической ситуации в нашей стране очевидна антигуманная сущность существовавшей административно-командной системы, которая среди прочего не выдержала экзамена по экологии.
Наш государственный социализм существовал, прежде всего, за счет природы, богатых ресурсов, дешевой рабочей силы. На этом базировалось, в основном, экстенсивное развитие народного хозяйства.
В условиях административно-командной системы осуществлялся ведомственный подход к природопользованию, научные организации находились в полном подчинении соответствующих министерств и ведомств, выполняя их задания и указания. Показательно, например, что Институт водных проблем АН СССР подчинялся Минводхозу и давал «научное» обоснование таких антиэкологических проектов, как поворот вспять рек Сибири. Природоохранные службы - лесные, водные, рыбные, горные, санинспекции, заповедники - оказались в этих условиях в плачевном состоянии, они были лишены необходимых прав, штатов и финансов.
Оценка показателей количественного содержания органических токсикантов в реках Сож, Днепр, Березина
Две трети нашей планеты покрыты океанами, морями,
озёрами, реками. Много воды скрыто и в подземных глубинах. Многие крупные
учёные считают воду самым удивительным веществом, большинство тайн которого всё
ещё не разгадано. Вода это стихия, поражающая многообразием физич ...