В науке существует целый ряд определений экологической культуры. С нашей точки зрения, экологическая культура - это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценки своего положения во Вселенной, отношения человека к миру. При этом, необходимо иметь в виду не отношение человека и мира, что предполагает еще обратную связь, а не только отношение его самого к миру, к живой природе. В этом плане, экологическая культура общества должна стать важнейшим фактором разрешения большинства экологических проблем современности. Представляется, что механизм формирования экологической культуры молодежи может включать следующие взаимосвязанные этапы:
осознание необходимости изменений, диагностику существующей экологической культуры молодежи, создание сценария изменений, включающих комплекс педагогических мероприятий;
формирование новых инновационных целей;
децентрализацию системы ноосферного образования;
внедрение эффективной внутренней коммуникации и сбалансированной системы мотивации и контроля, обеспечение оптимальных условий для повышения качества общего образования молодежи.
На каждом этапе разрабатываются артефакты, которые отображают происходящие изменения. Параллельно вышеупомянутым мероприятиям производится мониторинг изменений и оценка их эффективности. Проблема экологического образования сегодня волнует всех - ученых, педагогов, методистов, практиков. Представляется что в учебные школьные программы должны входить науки, которые способствовали бы формированию у детей на доступном уровне современной научной картины мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире [4]. Не вызывает сомнений, что основной ориентир в решении этой проблемы - это цель экологического образования. Интегративная сущность таких понятий, как экологическая ответственность, ответственные отношения к окружающей среде, экологическая культура говорит о том, что экологическое образование по своей сути, имея сложный комплексный характер, а его содержание поаспектно раскрывается системой учебных предметов средней и высшей школы.
Основываясь на отмеченных положениях, представляется возможность сделать вывод о том, что отношение человека к природе есть фундаментальное и всеохватывающее измерение его самого, которое выражается категорией не полезности, а универсальности. В настоящее время одной из ведущих тенденций развития рассматриваемой проблемы является усиление ценностных, а также духовно-нравственных аспектов содержания экологического образования. Данная тенденция особенно характерна для разрабатываемого в трудах зарубежных исследователей образования в области окружающей среды. Формирование ответственного отношения к окружающей среде происходит как непосредственно в процессе познания ее законов и общения с нею, так и через систему реальных отношений с людьми. Изучение природы в процессе учебной деятельности оказывает влияние на отношение к ней как к объекту познания, среди жизни, носителю эстетических качеств и ценностей, нравственное отношение в коллективе - на формирование эмоционально-нравственной отзывчивости по отношению к природе. Психологическими исследованиями установлены факторы, влияющие на отношения молодежи окружающей среде. Важнейшими из них являются: 1) непосредственное общение с природой (походы, экспедиции, прогулки, отдых и др.); 2) производительный труд в природе (на пришкольном участке, в ученических производственных бригадах, на домашнем приусадебном участке и др.); 3) общение с родителями, общий уклад жизни в семье; 4) негативные, жестокие поступки людей к живой природе; 5) собственная непредметная небрежность в обращении с растениями и животными; 6) изучение школьных предметов как в пределах общеобязательной программы, так и в кружках юннатов и факультативах; 7) чтение книг, журналов, просмотр кинофильмов и телепередач и др.
Таким образом, высокий уровень экологической культуры молодежи является одним из факторов разрешения многих глобальных проблем современности в целом и особенно группы экологических глобальных проблем.
глобальный экологический кризис человечество
Экология Урала
В мире есть природные ресурсы, необходимые человечеству, как воздух. Но
нет, пожалуй, такого ресурса, кроме самого воздуха, отсутствие которого
становилось бы неразрешимой проблемой для человека уже менее чем через минуту,
не существует.
Воздух нужен для жизни подав ...