Глобальные проблемы современности и формирование экологической культуры молодежи

Человечество вступило в XXI век. Век, когда хищническое отношение к природе поставило перед ним целый ряд проблем, которые не в состоянии решить отдельные страны или континенты, а решить их можно только общими усилиями, усилиями всего мирового сообщества. Поэтому эти проблемы получили название глобальных.

На рубеже 60 - х и 70-х годов XX в., появляется новое направление в науке - глобалистика, как наука о глобальных проблемах человечества, рассматриваемых в связи с идеей пределов развития [5]. В основу представлений большинства ученых о перспективах глобального развития человечества легли доклады Римского клуба, инициировавшего системные исследования глобальных проблем. В докладах Римского клуба «Пределы роста», «За пределами роста» и в теоретических трудах его создателей предмет глобалистики определяется как совокупность проблем, угрожающих существованию человечества и требующих разрешения, а также как компонент процесса универсальной эволюции. В настоящее время возникают новые направления в глобалистике - социальная глобалистика [7], экологическая философия и другие, а также увеличивается количество исследований, посвященных глобальным проблемам, и, как следствие, интерпретации этих проблем. Однако общим местом практически всех публикаций, в которых рассматриваются перспективы развития мировой цивилизации, стало признание того факта, что самому существованию человечества угрожает глобальный экологический кризис, обусловленный в основном техногенной деятельностью развитых стран. При этом с нашей точки зрения еще недостаточно внимания уделяется проблеме исследования мирового системного кризиса цивилизации и глобальной социальной революции рубежа XX - XXI в., когда в классификации глобальных проблем произошли радикальные изменения. После Второй мировой войны большинство ученых на первое место ставили проблемы предотвращения мировой ракетно-ядерной войны, сегодня же, на первое место выходит группа экологических проблем, проблем борьбы с международным терроризмом, энергетические проблемы, проблемы народонаселения, обеспечения населения продуктами питания, миграции и других. При этом нельзя умолять роль исследования и тех проблем, которые были раньше в центре внимания ученых. Их опасность не исчезла и она по-прежнему существует, видоизменяется. Разброс мнений наблюдается лишь в оценке времени наступления катастрофы, которой не удастся избежать без радикальной перестройки хозяйственной деятельности всего человечества.

Таким образом, глобальные проблемы ставят на повестку дня вопрос выживания человечества, требуют обобщенных подходов и интеграции, которые подразумевают пересмотр комплекса национальных приоритетов и инфраструктур, уступку части национального суверенитета в пользу мировых структур, например Евросоюза, ради более прочного экономического и политического единства, эффективных объединенных действий с целью поиска путей к устойчивому развитию и решению глобальных и региональных проблем.

Важнейшим фактором разрешения многих глобальных экологических проблем является экологическая культура - сравнительно новая категория, актуальность которой резко обострилась в связи, с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Все мы прекрасно видим, что многие территории по причине бездумной хозяйственной деятельности человека оказались загрязненными, что негативно влияет на здоровье и на качество жизни населения. Можно сказать прямо: в результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из-за неразумного отношения к ней и к ее ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во Вселенной человечеству грозит деградация и вымирание, несмотря на то, что население Земли уже превысило 7 миллиардов человек. Поэтому проблема «правильного» восприятия природы, равно как и «экологической культуры», выходит в настоящий момент на передний план. Чем раньше ученые начнут бить тревогу, чем раньше люди начнут пересматривать результаты своей деятельности и корректировать цели, соразмеряя свои цели со средствами, которыми располагает природа, тем быстрее можно будет перейти к исправлению ошибок, как в мировоззренческой сфере, так и в сфере экономической. Но, к большому сожалению, проблема экологической культуры еще мало изучена. Одним из первых, кто подошел к проблеме экокультуры, был знаменитый мыслитель и исследователь В. И. Вернадский [3]; он впервые обосновал термин «биосфера», занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира, а также можно назвать Моисеева Н. Н. [6], Мальтуса, Б. Коммонера и других. Но, тем не менее, рамки заданной темы заставляют посмотреть на проблему с другой стороны, ибо нас интересует проблема восприятия обществом экологической культуры и ее формирование у молодежи.

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи

Виды и особенности экосистем
Удивительный мир природы встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В сердце каждого из нас с детства остаются нежные и щемящие воспоминания: узкая тропинка в лесу, пронизанном особым светом, тихий пруд с зеле ...