Состав отработавших газов двух типов двигателей существенно различается прежде всего по концентрации продуктов неполного сгорания (оксид углерода, углеводороды, сажа).
Основными токсичными компонентами отработавших газов бензиновых двигателей следует считать СО, CnHm, NOx и соединения свинца, дизелей - NOx, сажу.
Таблица 2. Содержание вредных веществ в отработавших газах (в %) на характерных режимах работы автомобилей:
Компоненты отработавших газов |
Режим работы | |||
Холостой ход |
Постоянная скорость |
Ускорение от 0 до 40 км/час |
Замедление от 40 до Окм/час | |
Оксид углерода |
0,5-8,5 |
0,3-3,5 |
2,5-5,0 |
1,8-4,5 |
Углеводороды |
0,03-0,12 |
0,02-0,6 |
0,12-0,17 |
0,23-0,44 |
Оксиды азота |
0,005-0,01 |
0,1-0,2 |
0,12-0,19 |
0,003-0,005 |
Таблица 3. Источники образования вредных токсичных веществ
Тип двигателя |
Компоненты |
Отработавшие газы, % |
Картерные газы, % |
Пары топлива (испарение), % |
Карбюраторный |
СО |
95 |
5 |
0 |
Дизельный |
СО |
98 |
2 |
0 |
Карбюраторный |
СхНу |
55 |
5 |
40 |
Дизельный |
СхНу |
90 |
2 |
8 |
Карбюраторный |
NOx |
98 |
2 |
0 |
Дизельный |
NOx |
98 |
2 |
0 i |
Пары топлива - испарение топлива из топливных баков, элементов системы питания двигателей: стыков, шлангов и т.д. Состав - углеводороды топлива различного состава.
Картерные газы - смесь газов, проникающих через неплотности поршневых колец из камеры сгорания в картер, и паров масла, находящихся в картере, а затем попадающих в окружающую среду.
Отработавшие газы (СО, СхНy, NOx, сажа и др.) - смесь газообразных продуктов полного или неполного сгорания топлива, избыточного воздуха и различных микропримесей (газообразных, жидких и твердых частиц, поступающих из цилиндров двигателя в его выпускную системы).
Рассмотрим краткие характеристики основных токсичных компонентов:
Оксид углерода (СО) - прозрачный, не имеющий запаха газ, несколько легче воздуха, практически нерастворим в воде. Поступая в организм с вдыхаемым воздухом, СО снижает функцию кислородного питания, выполняемую кровью, так как поглощаемость СО кровью в 240 раз выше поглощаемости кислорода.
СО образуется на поверхности поршня и на стенке цилиндра, в котором активизация не происходит вследствие интенсивного теплоотвода в стенки, плохого распыления топлива и диссоциации СО2 на СО и О2 при высоких температурах.
Глобальная сырьевая проблема и пути её решения
Сущность глобальной сырьевой проблемы заключается в возрастающих
трудностях снабжения сырьем, которые раньше возникали на национальном или
региональном уровнях, а теперь стали обнаруживаться и на уровне глобальном. Об
этом свидетельствует мировой сырьевой кризис 1970-х ...