В практической деятельности врача для понимания механизмов возникновения заболеваний, вызванных нарушениями в структуре питания и проведения мер, направленных на предупреждение попадания экотоксикантов в виде ксенобиотиков и пищевых добавок с продуктами питания растительного и животного происхождения.
Требования рабочей программы по изучаемому материалу.
Эндоэкология. Экосистемы во внутренней организации индивудуума, их роль для организма. Прикладное значение эндоэкологии. Аутэкология, ее предмет, содержание, методы. Аутэкологические понятия и законы. (реакции организма, состояние его оптимума, адаптация). Прикладные аспекты аутоэкологии. Экология питания.
экология питания ксеногенный интоксикация
7. План занятия.
Название этапа |
Описание этапа |
Цель этапа |
Время (мин) |
1. Организационный момент |
Отметка присутствующих |
Мобилизация внимания студентов |
1 |
2. Вводное слово преподавателя |
Определение: темы занятия актуальности темы цели занятия |
Создание мотивации значимости изучения экологических и медицинских |
5 |
аспектов питания | |||
3. Контроль исходного уровня. |
1. Проведение входного тестового контроля. 2. Фронтальный опрос по ключевым вопросам темы: 3. Требования предъявляемые к продуктам питания безопасность продуктов питания; органолептические свойства; содержание нутриентов в продуктах питания; энергетическая ценность; витамины в продуктах питания. 4. Ксенобиотики в продуктах питания. Пути поступления и механизмы токсического действия на организм человека. 5. Кумуляция ксенобиотиков в продуктах питания. 6. Меры предотвращения попадания ксенобиотиков в продуктах питания. 7. Генетически модифицированные организмы. Политика в области ГМО в России. 8. Концепция государственной политики в области |
Оценка исходных знаний студентов по изучаемой теме. Рефлексия студентов в понимании роли пищевого фактора в лечении и профилактике болезней обмена веществ, сердечно-сосудистой системы и органов пищеварения. |
10 35 |
здорового питания населения Российской Федерации 7. Подходы к снижению алиментарной чужеродной нагрузки в неблагоприятных экологических условиях. 8. Роль пищевого фактора для сохранения адаптационных способностей человека. | |||
4. Педагогический показ |
Разбор обучающей ситуационной задачи 1.1 (приложение) |
Умение применять теоретические знания при решении задач |
5 |
Педагогический показ. Обучающие задачи. 1.1 Все общие энергетические затраты организма можно определить по количеству тепла, выделившегося организмом во внешнюю среду. Следовательно, освобождающаяся в организме энергия может быть выражена в единицах тепла - калориях, а методы определения количества образовавшиеся энергии в организме калориметрическим. Энергия пищевых веществ эквивалентна теплоте их сгорания. Определить ее можно с помощью калориметрической бомбы. Колориметрическая бомба - это герметический стальной стакан, внутри которого платиновая проволока. В стакан помещают различные вещества (жиры, белки или углеводы), заполняют его кислородом и опускают в сосуд с водой. Через платиновую проволоку, пропускают электрический ток и пищевое вещество сгорает. При этом освобождается тепло, которое нагревает воду, окружающую бомбу. По изменению t воды в калориметре судят и количестве тепла, освобождающего при сгорании 1 г. При сжигании в бомбе жиров и углеводов тепла образуется столько же, сколько при распаде этих веществ в организме. Калорийность пищевого продукта или блюда приведена в таблицах. Энергетическая ценность 1 г. углевода =4,1 ккал.1 г. жира =9,3 ккал. | |||
Что касается белков, то при сжигании в бомбе образуется больше тепла, чем при окислении в организме. В бомбе 1 г. белка = 5,7 ккал., в организме 1 г. = 4,1 ккал. Зная энергетическую ценность принятых с пищей белков, жиров и углеводов можно рассчитать калорийность пищевого рациона. Например, в калориметрическую бомбу поместили бисквитное пирожное массой 100 гр, при этом выделилось 341,525 ккал. 1. Определите сколько белков содержится в данном продукте, если известно, что в его состав входят 9.3 гр жиров и 55.6 гр углеводов. 2. Какая пищевая ценность данного продукта? 1. Определяем количество ккал, которые выделяются при сжигании 9,3 гр жиров. Калориметрический коэффициент для жиров 9,3 1гр жира--------------------------9,3 ккал 9,3 гр жира-----------------------х ккал х=86,49 ккал 2. Определяем количество ккал, которые выделяются при сжигании 55,6 гр углеводов. Калориметрический коэффициент для углеводов 4,1 угруглеводов--------------------4.1 ккал 55,6 гр углеводов--------------х ккал х=227,96 ккал 3. Суммируем количество ккал, выделившихся при сжигании жиров и углеводов 86,49+227,96= 314,45 ккал. 4. Общее количество ккал 341,525. 5. Определяем сколько ккал выделиться при сжигании белков 341,25-314,45=26,8 ккал. 6. Калориметрический коэффициент для белков, сжигаемых в бомбе 5,7 26,8/5,7=4,7 гр белка. Ответ: 1. В пирожном массой 100 гр содержится 4,7 гр белка. 2. Пищевая ценность пирожного 4.7 г белка, 9.3 г жиров, 55.6 г углеводов. Такой продукт является не сбалансированным по содержанию белков, жиров и углеводов. 2. Сравните калорийность одинаковых порций жареной свинины, утки, говядины, курицы. 2. Укажите какой продукт наиболее подходит для диетического питания. 3. Выберите какой из продуктов наиболее оптимален по содержанию в нем белка. 1. Известно, что в жареной свинине содержится 20 белков, 24.2 жиров углеводов нет. 2. В жареной утки содержится белков 22,6, жиров 19,5 углеводов нет 3. В жареной говядине белков 28,6 жиров 6.2 углеводов нет. 4. В жареной курице содержаться 26.3 белков 11 - жиров, углеводов нет. | |||
Калориметрические индексы для белков 4,1, для жиров 9,3 1. Калорийность 100 гр свинины Белки 1гр------- - 4,1 ккал 20 гр-------х ккал х=8.2 ккал жиры 1гр - --------9.3 ккал 24,2 гр-------х ккал х=225,06 ккал Калорийность свинины 233.26 ккал 2. Калорийность 100 гр утки Белки 1гр--------- - 4,1 ккал 22,6 гр-------х ккал х=92,66 ккал жиры 1гр - --------9.3 ккал 19,5 гр----------х ккал х=181,35 3. Калорийность утки 274.01ккал Калорийность 100 гр говядины Белки 1гр--------- - 4,1 ккал 28,6 гр-------х ккал х=117,26 ккал жиры 1гр - --------9.3 ккал 6,2 гр----------х ккал х=57.66 ккал Калорийность говядины 174,92 ккал. Калорийность 100 курицы Белки 1 гр………….4.1 ккал 26.3гр-------------х ккал х=107,83 ккал жиры 1гр - --------9.3 ккал 11 гр----------х ккал х=102,3ккал Калорийность курицы - 210 ккал. Ответ.1. Самая большая калорийность жареного утиного мяса. Из предложенных блюд наиболее подходит для диетического питания говядина. Мясо говядины является и наиболее оптимальным по содержанию белка. | |||
5. Практическая работа. |
Объяснить, используя тестер " Морион", последовательность проведения практической работы по определению: нитратов и нитритов продуктах растениеводства |
Формирование навыков и умений в проведении лабораторных исследований по выявлению ксенобиотиков в пищевых продуктах. |
5 |
6. Самостоятельное решение ситуа- |
Тренирующие задачи 2.1 |
Выработка навыков |
10 |
ционных задач |
Контролирующие задачи 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 |
применять теоретические знания в решении Задач. | |
7. Проверка оформленных на занятии протоколов |
Контроль за правильностью решения и оформления задач. |
Умение делать теоретические обобщения при решении задач. Документировать результаты работы для дальнейшего использования. |
5 |
8. Контроль конеч-ного уровня знаний |
1. Выполнение выходного тестового контроля. 2. Проверка протокола. |
Оценка знаний студентов. |
10 |
8. Заключение |
Подведение итогов занятия. |
Ориентация студентов на самостоятельную домашнюю подготовку. |
4 |
Разработка предложений по развитию экологического менеджмента в управляющих компаниях жилищной сферы крупного города (на примере ООО Жилкомсервис №3 Центрального района)
Экологическая политика как целенаправленная деятельность по обеспечению
рационального использования природных ресурсов, минимизации загрязнений и
отходов и сохранения жизнеобеспечивающих функций биосферы, является не
единственным аспектом устойчивого развития, но по пр ...