экологический политика антропогенный природа
Экология, которая долгое время была предметом изучения естественных наук - первоначально биологических, затем географических, - в наше время все больше становится предметом изучения технических и гуманитарных наук. Это новое, нетрадиционное направление в гуманитарном образовании. Если прежде наука помогала людям удовлетворять свои потребности за счет природы, то теперь встал вопрос о способах рационального ограничения потребления, разумного отношения человека к своим собственным потребностям, адекватного состоянию природной среды. Общественное сознание не может мириться с диктатом науки, слепо ей доверять. Общество требует разработки новых ресурсосберегающих, наукоемких технологий, долговременных принципов взаимоотношений человека и природы. Взаимодействие природы и общества в их диалектических противоречиях - предмет исследования социальной экологии.
Экология стала в последнее время и сферой повышенного интереса политики. Потребовалось уточнение самого понятия «экологическая политика». Если ранее в это понятие включалась лишь политика, направленная на охрану и оздоровление окружающей природной среды, рациональное использование и возобновление природных ресурсов, то в настоящее время в понятие «экологическая политика» необходимо включить также сохранение и развитие социосферы, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность и экологическую безопасность человека.
Необходимо перейти к новой модели развития - экоразвитию. Экологическая политика должна:
) учитывать долговременные, а не сиюминутные факторы и стать приоритетной в общей политике государства, в госбюджете;
) переосмыслить развитие не примитивно экономически - только как увеличение потребления, - но как создание достойной человека среды обитания;
) максимально приблизить технологические циклы к требованиям природы - использовать до конца ресурсы, вовлеченные в переработку, а отходы включать в природные биогеохимические циклы без их нарушений;
) изменить самого человека, его понимание ценностей, систему образования и воспитания.
Защита человека, экологический императив его выживания, вобравший в себя множество забот и проблем, в том числе социально-экономических и политических, составляет суть экологизации политики.
Обратной стороной медали является процесс политизации экологии. По существу, речь может идти о формировании нового направления в гуманитарном образовании - политической экологии как составной части курса политологии. Гуманитаризация высшей школы означает не только перепрофилирование старых гуманитарных дисциплин, но и создание совершенно новых.
Что является предметом исследования политэкологии? Что доказывает не только национальную, но и международную значимость подобного курса?
Правовое регулирование использования и охраны животного мира
С
древних времен животный мир является предметом хозяйственного интереса людей,
объектом охотничьего и рыбного промысла, источником промышленного,
технического, лекарственного сырья. Однако разрушение среды обитания животных в
результате расширения масштабов экономиче ...