Вопросы экологии и энергосбережения в школьном курсе физики

Сегодня уже никто не сомневается в том, что среди глобальных, жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством, первостепенное значение приобрели проблемы экологии и энергосбережения. Стало очевидно, что преодолеть экологический кризис только одними техническими средствами уже невозможно. Человечеству предстоит создать новую культуру - как во взаимоотношениях между людьми, так и во взаимоотношениях с природой. В основе этой новой культуры должно лежать экологическое образование.

Особая роль в формировании «гражданина XXI века» принадлежит школе, так как основы экологического и энергосберегающего образования подрастающего поколения закладываются именно в школе. Закон «Об образовании» ставит перед современной школой задачу всестороннего и гармонического развития личности, которая в условиях глобального экологического кризиса должна обладать систематизированными знаниями об окружающей среде, умениями и навыками природоохранной деятельности и общей экологической культурой.

В связи с отсутствием в базисном учебном плане школы в качестве обязательной учебной дисциплины экологического характера, решение задач экологического образования возможно, если оно будет пронизывать содержание всех традиционных учебных предметов. В реализации школьного экологического образования наряду с другими дисциплинами велико значение курса физики, поскольку именно физика как наука о природе дает учащимся представление о целостности природы, взаимосвязанности и взаимообусловленности происходящих в ней процессов, причинно-следственных связях природных явлений, источниках «физического» загрязнения окружающей среды; формирует научную картину мира и понимание необходимости регулирования взаимодействия общества и природы с целью сохранения между ними равновесия и предотвращения негативных последствий научно-технического прогресса; позволяет рассмотреть с учениками пути преодоления конкретных экологических кризисных ситуаций, показать им важность в этом отношении науки и техники.

Эффективность современного школьного курса физики в этом направлении крайне низка. Учителя физики экологическому и энергосберегающему образованию не уделяют практически никакого внимания. Экологический и энергосберегающий материал включается в содержание уроков физики либо фрагментарно, либо вовсе не используется, учителя физики считают его дополнительным, иллюстративным, а значит необязательным и второстепенным.

Несмотря на значительное количество исследований, посвященных экологическому и энергосберегающему образованию, содержание, формы и методы экологического и энергосберегающего образования в процессе обучения физике разработаны недостаточно.

Вышесказанное позволяет выявить следующие противоречия:

)между действующей моделью физического образования и новыми современными требованиями к экологическому и энергосберегающему образованию выпускников основной общеобразовательной школы;

2) между потенциальными возможностями экологической и энергосберегающей подготовки школьников в процессе изучения физики и их недостаточной реализацией в практике основной общеобразовательной школы.

Отсюда возникает проблема исследования: педагогические условия формирования экологических и энергосберегающих знаний и умений учащихся в курсе физики основной общеобразовательной школы.

Цель исследования - выявить и обосновать педагогические условия формирования экологических и энергосберегающих знаний и умений учащихся в курсе физики общеобразовательной школы.

Актуальность проблемы исследования, ее недостаточная научная разработанность и практическая значимость определили выбор темы исследования «Вопросы экологии и энергосбережения в школьном курсе физики ».

Объект исследования - экологическое образование учащихся при обучении физике.

Предметом исследования являются педагогические условия формирования экологических и энергосберегающих знаний и умений школьников в курсе физики общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что успешность формирования экологических и энергосберегающих знаний и умений учащихся в курсе физики общеобразовательной школы возможна в случае, если:

) создана система экологического и энергосберегающего образования на базе курса физики, включающая содержание экологического материала, методы обучения и формы организации учебного процесса;

) содержание экологического и энергосберегающего материала органически связано с курсом физики, учитывает комплексный характер экологических и энергосберегающих знаний и межпредметные связи курса физики с дисциплинами естественнонаучного цикла, ориентировано на экологические проблемы глобального, регионального и локального уровня;

) обучение осуществляется с опорой на личный опыт взаимодействия учащихся с окружающей средой;

4) обеспечивается самостоятельная деятельность школьников по изучению, анализу состояния окружающей среды, определению мер по улучшению экологической ситуации и решению конкретных экологических проблем. Выявление у учащихся бережного отношения к энергетическим ресурсам;

В соответствии с целью, предметом и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

. Проанализировать проблему исследования на основе изучения литературных источников и опыта работы учителей школ.

. Выявить роль и возможности школьного курса физики в раскрытии вопросов экологии и энергосбережения.

. Определить педагогические условия формирования экологических и энергосберегающих знаний и умений учащихся в курсе физики общеобразовательной школы.

. Разработать методические рекомендации по изучению вопросов экологии и энергосбережения в курсе физики.

. Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности разработанных методических рекомендаций.

. Изучить уровень знаний учащихся по физике и интерес к предмету.

Для реализации поставленных задач и проверки гипотезы исследования применялись следующие методы:

) анализ и обобщение научной, психологической, педагогической, методической, учебной и физической литературы по проблеме исследования;

) изучение и обобщение опыта работы школ по осуществлению экологического и энергетического образования;

) анализ содержания, форм и методов экологического и энергосберегающего образования;

) экспериментальная работа по разработке содержания экологического и энергосберегающего материала и методики его изучения в курсе физики;

) наблюдение, анкетирование и тестирование школьников и учителей физики;

) качественный и количественный анализ результатов эксперимента;

) обсуждение результатов исследований на различных научно-методических конференциях, совещаниях и семинарах.

    Еще статьи

    Жесткокрылые береговых урбоценозов водоема микрорайона Волотова города Гомеля
    Беларусь богата крупными и мелкими водоемами естественного и искусственного происхождения. Берега их являются ареной жизни многих животных. Эти животные, как правило, не вступают в конкурентные отношения с человеком, который практически не использует фитомассу водных ...