В современной системе эколого-экономических аспектов экономики природопользования важное значение имеет изучение размещения производительных сил и природных ресурсов, территориальное разделение труда и производства, структура и организация хозяйства в различных районах страны, закономерности природно-ресурсных, социально-экономических и демографических факторов и условий взаимодействия отраслевой и территориальной форм организации производства, эффективного функционирования движущих сил регионального развития в условиях рынка и многоукладной экономики. Однако все эти вопросы обусловлены влиянием природно-географической среды и регионалистики, численностью, составом, культурой и производственными навыками населения, переменами в народном хозяйстве, связанными с реформами и переходным периодом социально-экономического развития регионов.
Важными вопросами в решении задач экономики рационального природопользования в настоящее время являются обоснование стратегических социально-экономических концепций и приоритетов, перспективных, федеральных и региональных программ и комплексных планов развития промышленной, аграрной и инфраструктурной сфер экономики, оптимальных вариантов экономического взаимодействия между регионами, их системами и совокупностями, территориальными производственными комплексами и развитыми отраслями основной специализации в составе единого экономического пространства России.
Практика последних лет подтверждает растущее значение в экономике страны межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия, экономических районов, территориально-промышленных комплексов (ПУ, ТПК), субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, автономных округов) и других административно-территориальных образований. В этой сложной системе структур и форм в настоящее время практически осуществляется межрегиональное разделение труда и производства с учетом особенностей и преимуществ местных природных и ресурсных условий (демографических, энергетических, транспортных и других), функционирует сфера природопользования. Важно дать краткую характеристику названным действующим структурам и формам отраслевой и территориальной организации производства, межотраслевых и межрайонных производственно-хозяйственных и экономических связей.
Выводы
В структуре природопользования, отношения человека и окружающей среды выделяются три аспекта, имеющих непосредственное отношение к экологии: заимствование ресурсов природы; использование человеком так называемых естественных благ (территорий, животных, ландшафтов и т.п.); использование атмосферы, земли и водных объектов как приемников отходов производства. Естественно, что многие экологические и социально-экономические аспекты природопользования находятся за пределами возможностей исследований и описаний, имеют неопределенности из-за недостаточности представлений, изученности и информации. Однако это не основание откладывать природоохранные мероприятия при угрозе ущерба природе от экологической деградации.
Между экологией и социальной системой на протяжении периода исторического времени развиваются все более тесные взаимоотношения. На современном этапе развития биосферы ее переходе в ноосферу особо важными становятся проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Природные процессы все теснее переплетаются с антропогенными. Практически они проявляются во все более усиливающемся обмене веществом и энергией, в возрастающих потоках передачи информации. История человечества - это постоянно растущие потребности в природных ресурсах - замена истощающихся на новые и еще более интенсивная их эксплуатация. Дальнейшее развитие общества требует обязательного и полного учета экологических условий и оценки природных ресурсов. Влияние социальной системы на биосферу все чаще приводит к нарушению экологических условий, ухудшению качества окружающей среды.
Влияние автотранспорта на состояние окружающей среды
Проблема надежной охраны окружающей среды, рационального и максимального
использования природных ресурсов является одной из наиболее актуальных среди
глобальных проблем.
Транспортный комплекс, в частности в России, включающий в себя
автомобильный, морской, внутренни ...